Государственное бюджетное образовательное учреждение
начальная школа – детский сад № 696 Приморского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
ГБОУ н/ш-д/с № 696
УТВЕРЖДЕНО:
Директор ГБОУ н/ш-д/с № 696
Приморского района Санкт-Петербурга
Протокол №________
____________________ / Н.П. Белоцкая /
от_____._______.202__г.
Приказ №______от____.______.202__г.
подпись
Положение
о рабочей программе педагога
Санкт-Петербург, 2021 год
расшифровка подписи
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 г №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года, в
соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября
2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31
июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования», Уставом государственного бюджетного
образовательного учреждения начальная школа – детский сад № 696 Приморского района
Санкт-Петербурга (далее ГБОУ).
1.2. Данное Положение устанавливает цели и задачи рабочей программы, технологию
разработки, структуру, требования к содержанию и оформлению рабочих программ,
регламентирует рассмотрение и утверждение рабочих программ, а также изменения и
дополнения в программах и их хранение в ГБОУ.
1.3. Рабочая программа – нормативный документ ГБОУ, характеризующий систему
организации образовательной деятельности, разработанный на основе образовательной
программы дошкольного образования адаптированной для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи), реализуемой образовательным
учреждением, применительно к конкретной возрастной группе, с учетом Федерального
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО),
национально-регионального и локального компонентов.
1.4. Рабочая программа является неотъемлемой частью образовательной программы ГБОУ,
разрабатывается педагогами всех возрастных групп, а также специалистами учреждения и
включает обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных
видах деятельности.
1.5. В рабочей программе определены наиболее оптимальные и эффективные для
определенной возрастной группы содержание, формы, методы и приемы организации
образовательной деятельности с целью получения результата.
1.6. Рабочая программа разрабатывается по следующим образовательным областям:
• «Физическое развитие»;
• «Социально-коммуникативное развитие»;
• «Познавательное развитие»;
• «Речевое развитие»;
• «Художественно - эстетическое развитие».
1.7. Структура рабочей программы является единой для всех педагогических работников,
выполняющих обязанности в образовательном учреждении. Проектирование содержания
программы осуществляется педагогическими работниками в соответствии с уровнем их
профессионального мастерства и авторским видением.
1.8. Воспитатели ГБОУ, работающие в одной группе, совместно разрабатывают рабочую
программу для контингента обучающихся этой группы. Учителя-логопеды разрабатывают
рабочие программы на свою группу с учетом возрастных особенностей контингента
обучающихся. Педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, учитель
физической культуры разрабатывают рабочую программу с учетом особенностей контингента
обучающихся каждой возрастной параллели.
1.9. Рабочая программа составляется педагогом на один учебный год.
1.10. За полнотой и качеством реализации рабочей программы осуществляется должностной
контроль со стороны директора и заместителя директора по учебно-воспитательной работе
ГБОУ.
2. Функции, цели и задачи рабочей программы
2.1. Цель рабочей программы - адаптация содержания форм, методов педагогической
деятельности к условиям ГБОУ (особенности развития детей, формирование возрастных
2
групп, нестандартность индивидуальных результатов обучения и воспитания).
2.2. Рабочая программа выполняет следующие основные функции:
• нормативную (рабочая программа – документ, на основе которого осуществляется
контроль за прохождением программы);
• информационную (рабочая программа - позволяет получить представление о целях,
содержании, последовательности изучения образовательной программы);
• методическую (определяет пути достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы дошкольного образования, используемые методы,
образовательные технологии);
• организационную (рабочая программа определяет основные направления деятельности
педагога и воспитанников, формы их взаимодействия, использование средств
обучения).
2.3. Задачи рабочей программы:
• дать представление о практической реализации компонентов Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
• определить содержание, объем и порядок изучения образовательной области с учетом
целей,
задач,
специфики
образовательной
деятельности
дошкольного
образовательного учреждения и контингента воспитанников.
2.4. Рабочая программа регламентирует деятельность воспитателей, специалистов и
обучающихся ГБОУ в ходе образовательной деятельности по конкретной образовательной
программе.
2.5. Рабочая программа:
• конкретизирует цели и задачи изучения определенного раздела программы;
• определяет объем и содержание учебного материала, умений и навыков, которыми
должны овладеть воспитанники дошкольного образовательного учреждения;
• оптимально распределяет учебное время по темам;
• способствует совершенствованию методики проведения занятий;
• активизирует
познавательную
деятельность
воспитанников
дошкольного
образовательного учреждения, развитие их творческих способностей;
• отражает специфику региона Российской Федерации;
• применяет современные образовательные и информационные технологии.
3. Технология разработки рабочей программы
3.1. Разработка содержания рабочей программы должна отвечать ведущему критерию —
соответствие современному содержанию и технологиям дошкольного образования, основным
направлениям личностно-ориентированного взаимодействия с обучающимися ГБОУ,
принципам, заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования (ФГОС ДО).
3.2. Рабочая программа должна отвечать следующим характеристикам:
• Целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и
последовательности действий для реализации цели;
• Реалистичность — соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения;
• Актуальность — ориентация на потребности сегодняшнего дня системы дошкольного
образования детей;
• Прогностичность — способность в планируемых целях и действиях проектировать
эффективные решения;
• Рациональность — определение таких способов достижения цели, которые в
конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат;
• Контролируемость — определение ожидаемых результатов на основе отражения
соответствующих способов их проверки;
• Корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на
возникающие отклонения и изменения.
3
3.3. Основной характеристикой рабочей программы педагога ГБОУ являются развивающий
характер, учет возможностей самовыражения детей, комплексный и интегрированный подход
к содержанию, сочетание коллективных и индивидуальных форм педагогической
деятельности, показатели результативности освоения детьми того или иного уровня
содержания.
3.4. Рабочая программа разрабатывается педагогическими работниками и специалистами на
основе образовательной программы дошкольного образования адаптированной для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) с
учетом приоритетного направления предоставления образовательных услуг в соответствии с
ФГОС дошкольного образования по следующим областям: «Социально-коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Физическое развитие».
3.5. Проектирование содержания дошкольного образования на уровне отдельной
образовательной области осуществляется индивидуально каждым педагогом ГБОУ в
соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания
образовательной области. Должно обеспечивать развитие личности детей дошкольного
возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным
направлениям развития.
3.6. Рабочая программа должна:
• реализовать системный подход в отборе программного материала;
• рационально определить формы организации образовательной деятельности с учетом
возрастных особенностей обучающихся ГБОУ.
3.7. Воспитатели и иные педагогические работники учреждения разрабатывают свои
программы с учетом выполнения требований настоящего Положения.
4. Структура рабочей программы
4.1. Структура программы является формой представления образовательных областей как
целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического
материала, и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
1.1. 1. Цели рабочей программы.
1.1.2. Задачи рабочей программы.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
1.1.4. Возрастные особенности детей.
1.1.5. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.
1.2. Целевые ориентиры освоения рабочей программы детьми с ОНР.
1.2.1. Ожидаемые результаты реализации рабочей программы, формируемые участниками
образовательных отношений.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности.
2.2. Модель организации образовательного процесса.
2.3. Комплексно-тематическое планирование специально организованной образовательной
деятельности (СООД) на учебный год.
2.3.1. Календарный план воспитательной работы на учебный год.
2.4. Формы взаимодействия с родителями.
2.5. Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.
3. Организационный раздел
3.1. Организация образовательной деятельности.
4
3.2. Организация режима дня пребывания детей в группе.
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.
3.4. Перечень методической литературы.
5. Требования к содержанию рабочих программ
5.1. Титульный лист должен содержать:
• название рабочей программы;
• наименование образовательного учреждения, в котором работает педагогический
работник – составитель рабочей программы;
• ФИО и должность директора ГБОУ, утвердившего рабочую программу;
• возрастную категорию обучающихся ГБОУ, для которой разработана данная
программа;
• сведения о разработчиках (ФИО, должность);
• сведения об утверждении программы (кем и когда была утверждена);
• название населенного пункта, в котором находится ГБОУ;
• год составления рабочей программы.
5.2. Целевой раздел должен содержать:
5.2.1. Пояснительную записку рабочей программы в которой указаны:
• нормативные и уставные документы, на основании которых разработана рабочая
программа.
5.2.2. Цели рабочей программы, должны обозначать:
• адаптацию содержания адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования ГБОУ к детям и к себе как специалисту, на текущий
учебный год.
5.2.3. Задачи рабочей программы должны содержать:
• конкретное определение содержания, форм и методов организации образовательной
деятельности в рамках реализации адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования с учетом особенностей организации
образовательного процесса той или иной образовательной организации и контингента.
5.2.4. Принципы рабочей программы:
• обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста.
5.2.5. Возрастные особенности детей:
• содержат характеристику возрастных категорий детей дошкольного возраста, с учетом
контингента детей конкретной возрастной группы.
5.2.6. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР:
• содержит психолого-педагогическую характеристику особенностей детей с ОНР, с
учетом контингента детей конкретной возрастной группы.
5.2.7. Целевые ориентиры и ожидаемые результаты освоения рабочей программы:
• указывают степень освоения обучающимися рабочей программы в соответствии с
ФГОС ДО с учетом особенностей возрастного контингента детей ОНР.
5.3. Содержательный раздел должен содержать:
5.3.1. Описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
• социально-коммуникативное развитие
• познавательное развитие
• речевое развитие
• художественно-эстетическое развитие
• физическое развитие
5.3.2. Модель организации образовательного процесса включает в себя виды детской
деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
5.3.3. Комплексно-тематическое планирование и календарный план воспитательной работы
содержат перечень тем и мероприятий, проводимый педагогами ГБОУ в учебном году,
5
в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
5.3.4. Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) отражены в
перспективном плане работы на учебный год.
5.3.5. Часть рабочей программы формируемой участниками образовательных отношений
отражает работу педагогов по формированию нравственно-патриотического воспитания
обучающихся согласно их возрастным особенностям.
5.4. Организационный раздел должен содержать:
5.4.1. Организация образовательной деятельности представлена системой СООД, режимом
дня в соответствии с требованиями СанПин и возрастными особенностями
обучающихся, а также организацией развивающей предметно-пространственной среды
в группе.
5.4.2. Перечень методической литературы содержит список литературы, которую используют
педагоги в работе.
6. Требования к оформлению рабочих программ
6.1. Набор текста производится в текстовом редакторе Microsoft Word одной стороны листа
формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер - 12 (14) пт.
6.2. Оформление титульного листа:
• название рабочей программы – по центру;
• наименование ГБОУ, в котором работает составитель рабочей программы – по центру
вверху страницы;
• ФИО и должность руководителя образовательного учреждения, утвердившего
рабочую программу – в шапке в правом верхнем углу;
• возрастную категорию детей, для которой разработана данная программа;
• сведения о составителе (ФИО, должность);
• сведения об утверждении программы (кем и когда была утверждена);
• название населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение – по
центру внизу страницы;
• год составления рабочей программы – по центру внизу титульной страницы.
6.3. По контуру листа задаются поля:
• левое - 30 мм;
• правое -1,5 мм.
• верхнее и нижнее - 20 мм.
7. Рассмотрение и утверждение рабочих программ
7.1. Рабочие программы рассматриваются на Педагогическом совете ГБОУ.
7.2. Рабочие программы педагогов разрабатываются и рекомендуются к реализации до конца
учебного года в указанных возрастных группах.
7.3. Педагогический совет ГБОУ выносит свое решение о соответствии рабочей программы
существующим требованиям.
7.4. Утверждение рабочих программ директором ГБОУ осуществляется до 01 сентября
текущего учебного года.
7.5. Оригиналы рабочих программ, утвержденные директором ГБОУ, находятся у заместителя
директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ. В течение учебного года заместитель
директора по учебно-воспитательной работе осуществляет должностной контроль реализации
рабочих программ.
7.6. Копии рабочих программ находятся в группах ГБОУ и у специалистов.
8. Изменения в рабочих программах
8.1. Рабочие программы являются документами, отражающими процесс развития
образовательного учреждения.
8.2. Рабочие программы могут изменяться в течение учебного года, в случае внесения
изменения в образовательную программу дошкольного образования адаптированную для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).
6
9. Контроль
9.1. Контроль осуществляется в соответствии с годовым планом ГБОУ.
9.2. Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы возлагается на
воспитателей и специалистов ГБОУ.
9.3. Ответственность за контроль полноты реализации рабочих программ возлагается на
заместителя директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ.
10. Хранение рабочих программ
10.1. Рабочие программы хранятся в
кабинете заместителя директора по
учебно-воспитательной работе ГБОУ, второй экземпляр рабочей программы находится у
воспитателей и специалистов.
10.2. К рабочим программам имеют доступ все воспитатели, специалисты, а также
администрация образовательного учреждения.
10.3. Рабочие программы хранятся 3 года после истечения срока ее действия.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение о рабочей программе является локальным нормативным актом
ГБОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается приказом директора ГБОУ.
11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
11.3. Положение принимается на неопределенный срок.
11.4. После принятия Положения в новой редакции, предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.
7